Защита прав и интересов несовершеннолетних

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Федеральные законы

Семейный кодекс Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ  "Об опеке и попечительстве"

Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N° 15 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от  25 октября 1980 г.

Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве и отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 г.

 


 

Российская Федерация является государством-участником двух многосторонних международных договоров, разработанных Гаагской конференцией по международному частному праву по вопросам защиты прав и интереса детей в международных семейных конфликтах, - Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980) г. (далее - Конвенция 1980 года) и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве и отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 г. (далее - Конвенция 1996 года).

Конвенция 1980 года регулирует вопросы, связанные с незаконным перемещением детей и их возвращением в государство постоянного места проживания.

Конвенция 1996 года имеет более широкую сферу действия и, помимо механизма возвращения ребенка, также затрагивает вопросы, касающиеся определения юрисдикции государства, установления места нахождений несовершеннолетнего на территории иностранного государства, принятия срочных мер защиты в отношении несовершеннолетних, признания и исполнения решений иностранных судов.

Конвенция 1980 года и Конвенция 1996 года предусматривают создание на территории каждого из государств-участников Центральных органов, являющихся связующими звеньями между иностранными правовыми системами. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 «О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско - правовых аспектах международного похищения детей» и от 15 ноября 2012 г, № 1169 «О центральном органе, исполняющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей» на территории Российской Федерации функции Центрального органа по принятым международным обязательствам возложены на Минпросвещения России.

Для оказания гражданам правовой помощи в случае международного похищения детей, необходимо обращаться в Минпросвещение России как Центральный орган по Гаагским Конвенциям.

                                                                          ПАМЯТКА

                                по оказанию содействия родителю, ребенок которого находится
                                                  на территории иностранного государства

                                                                 (Конвенция 1996 года)

Условия для обращения

  1. Ребенок не достиг 18-летнего возраста;
  2. Ребенок находится на территории одного из  указанных государств (см. приложение).

 

Ситуации, при которых родитель вправе обратиться в Минпросвещения России
(при наличии одного или нескольких одновременно)

  1. Есть решение российского суда об определении места жительства ребенка/ о порядке общения с ребенком;
  2. Один из родителей препятствует общению с ребенком;
  3. Наличие обоснованных опасений за жизнь и здоровье ребенка в иностранном государстве;
  4. Местонахождение ребенка неизвестно.

 

Подготовка обращения и приложение пакета документов:

        1. Заполненная форма заявления о возвращении/об осуществлении права доступа (формы можно скачать, пройдя по ссылке: https://docs.edu.gov.ru/document/3e97eaf30c5ac473d882bdb8391f62cf/);

       2. Копии документов, подтверждающих права опеки над несовершеннолетним ребенком (н-р, свидетельство о рождении, распоряжение об установлении опеки и др.);

       3.Копии документов, подтверждающих, что местом постоянного проживания ребенка является Российская Федерация (н-р, справка из органов регистрационного учета о месте жительства несовершеннолетнего или справка из образовательного/воспитательного учреждения, учреждений здравоохранения о постановке на учет несовершеннолетнего и т.д.);

       4.Иные документы на усмотрение заявителя (н-р, решение суда, паспортные данные, фотография ребенка и др.)

Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть переведены на официальный язык иностранного государства или на английский язык (нотариально удостоверенный перевод не обязателен).

Адрес для отправления документов:

Минпросвещения России, 127006, Россия, г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2.

Тел. +7(495)587-01-10 доб. 3464

 

Срок рассмотрения обращения - 30 дней.

 

При наличии согласия обоих родителей есть возможность мирного разрешения спора путем применения процедуры МЕДИАЦИИ на безвозмездной основе при помощи профессионального медиатора.

 Дополнительная информация доступна на официальном сайте ФГБУ «Федеральный институт медиации http://fedim.ru/.

 

                                                                         ПАМЯТКА

                       по оказанию содействия родителю, ребенок которого был перемещен

                                или удерживается на территории иностранного государства

                                                          (Конвенция 1980 года) 

Условия для обращения

  1. Ребенок перемещен на территорию иностранного государства, указанного в списке (см.приложение);
  2. С даты перемещения или удержания не прошло более 1 года;
  3. Ребенок не достиг 16-летнего возраста.

 

Ребенок был перемещен или удерживается на территории иностранного государства

 


Подготовка обращения и приложение пакета документов:

        1. Заполненная форма заявления о возвращении/об осуществлении права доступа (формы можно скачать, пройдя по ссылке: https://docs.edu.gov.ru/document/3e97eaf30c5ac473d882bdb8391f62cf/);

       2. Копии документов, подтверждающих права опеки над несовершеннолетним ребенком (н-р, свидетельство о рождении, распоряжение об установлении опеки и др.);

       3. Копии документов, подтверждающих, что местом постоянного проживания ребенка является Российская Федерация (н-р, справка из органов регистрационного учета о месте жительства несовершеннолетнего или справка из образовательного/воспитательного учреждения, учреждений здравоохранения о постановке на учет несовершеннолетнего и т.д.);

       4. Иные документы на усмотрение заявителя (н-р, решение суда, паспортные данные, фотография ребенка и др.)

Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть переведены на официальный язык иностранного государства или на английский язык (нотариально удостоверенный перевод не обязателен).

 

Адрес для отправления документов:

Минпросвещения России, 127006, Россия, г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2.

Тел. +7(495)587-01-10 доб. 3464

 

Срок рассмотрения обращения - 30 дней.

 

При наличии согласия обоих родителей есть возможность мирного разрешения спора путем применения процедуры МЕДИАЦИИ на безвозмездной основе при помощи профессионального медиатора.

 

Дополнительная информация доступна на официальном сайте ФГБУ «Федеральный институт медиации» http://fedim.ru/.

 

Участие органов опеки и попечительства в спорах, 

связанных с воспитанием детей

На основании ст. 65 ч.2 Семейного Кодекса Российской Федерации все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Органы опеки и попечительства в соответствии с нормами действующего законодательства наделены полномочиями рассматривать вопросы, возникающие между родителями при осуществлении своих родительских прав, в случае их разногласий. Органы опеки и попечительства, ознакомившись с сутью разногласий родителей, дают родителям устные или письменные рекомендации по преодолению возникших между ними разногласий,  при этом исходят из интересов самого ребенка. 

В соответствии с п.1. ст. 78 СК РФ, при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (в соответствии с п.1 ст. 34 ГК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства, по определению суда, (согласно п. 2 ст. 78 СК РФ), проводит обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение специалистов органа опеки и попечительства является одним из доказательств по делу, представляется в судебное заседание по запросу суда и оценивается судом в совокупности с другими, имеющимися в деле доказательствами.

 

 

Детская безнадзорность и беспризорность 

Понятия "беспризорного и безнадзорного ребенка" определены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ):

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Понятие "ребенка, оставшегося без попечения родителей" определено Семейным кодексом Российской Федерации, а именно: защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Нормы, установленные Федеральным законом №120-ФЗ, не подразумевают утрату родительского попечения беспризорным или безнадзорным ребенком. Так, согласно статье 5 Федерального закона №120-ФЗ в отношении безнадзорных или беспризорных несовершеннолетних органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу.

Порядок действий органов опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью действиями или бездействиями родителей или законных представителей установлен статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации. 

Согласно пункту 8 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 15 июня 2020 г. № 300 (далее - Порядок), осуществляется регистрация данных о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая изложенное, акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего является основанием для оказания социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, а не основанием для принятия в административном порядке органами опеки и попечительства решения об отнесении ребенка к категории оставшегося без попечения родителей, а также мер по устройству его на воспитание в семьи посторонних граждан.